«Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»
В. Сухомлинский
Первые впечатления от искусства живут долго, порой всю жизнь. Отлично помню как в детстве, будучи ещё совсем маленькой девочкой, впервые попала на балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро», как долго потом играла в театр, представляя себя белым лебедем, как напевала понравившуюся мелодию. Ощущения необыкновенного восторга от красоты увиденного потрясли меня настолько, что я и сейчас до мельчайших подробностей помню тот день. Тогда всё происходящее в Большом театре мне казалось сказкой, каким-то нереальным чудом. Прошли годы, и теперь «чудеса» я творю сама… Ведь моя профессия самая замечательная, самая необыкновенная, благородная и очень благодарная — профессия «музыкальный руководитель».
Музыкальный руководитель — это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби — единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
Мир, окружающий человека — это мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Моё главное предназначение в том, чтобы донести эту красоту до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой облагораживает души, снимает «толстокожесть», утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.
Я, как добрая волшебница, приоткрываю дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками.
«Музыка подобна дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его»
Р. Роллан
Огромное место в своей работе занимает знакомство с классическими произведениями в различных видах деятельности. На моих занятиях дети не только слушают произведения Римского — Корсакова, Чайковского, Шумана, Свиридова и т.д., но и воспроизводят её в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах, «проживая» музыку через образ. Самостоятельный творческий поиск даёт возможность раскрыться будущему таланту.
Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» И я верю, помогая ему раскрыться.
Да, несомненно, музыка пробуждает чувства. Самое сильное и необходимое из них, пожалуй, любовь к родной земле. Моя главная задача как педагога — формировать уважение к традициям, культуре своего народа, развивать национальное самосознание, учить понимать роль семьи, своё место в ней. И это я делаю, используя произведения устного и музыкального народного искусства на музыкальных занятиях в режиме дня и на занятиях кружка «Приобщение к фольклору». Взаимосвязь слова, музыки, прикладного творчества позволяет ребятам приобщиться к духовным и общечеловеческим ценностям, делает их добрее.
Воспитание достойных граждан, настоящих патриотов своей страны — это ещё одна из тех важных задач, которые я определила для себя. Я очень надеюсь, что праздники, концерты, тематические вечера, посвящённые «Дню защитника Отечества», «Дню Победы» помогают мне в этом.
Много ли в России найдётся людей, которые знают гимн? — сказать трудно. Знаю только, что мои воспитанники исполняют его стоя с необыкновенной гордостью за то, что родились и живут в этой стране! На каждое мероприятие мы обязательно приглашаем военнослужащих и ветеранов Великой Отечественной войны. Дети с неподдельным интересом слушают их рассказы, ощущая связь времён и поколений. Это поистине незабываемые минуты, потому, что ветераны — это живая легенда, живая история нашего героического народа.
Современная музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В своей работе я часто использую произведения современности. Эта музыка обычно близка и понятна детям, но её приходится тщательно отбирать. Так навязчивый ритм, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Главное условие для меня, чтобы музыка была эстетичной, высокохудожественной и не шла вразрез с моральными общепринятыми нормами. Я делаю всё возможное для того, чтобы дети узнали другую – настоящую музыку. Так, например, предлагаю воспитателям вести приём детей под музыкальные произведения Э. Грига «Утро», К. Дебюсси «Пробуждение птиц», игры и другие виды деятельности происходят под звуки музыки П. Чайковского «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Полька», «Итальянская песенкa», а так же В. Моцарта «Рондо», «Соната до мажор», увертюра к опере «Волшебная флейта». Подготовка ко сну и пробуждение детей осуществляется под спокойные мелодии П. Чайковского «Сладкая грёза», «Нянина сказка», К. Глюка «Мелодия», Р. Шумана «Мечты», Я. Сибелиуса, И. Брамса «Колыбельная». Применение методов интегративной музыкотерапии наряду с музыкой задействуют возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Мой многолетний опыт работы показал, что ребёнок совершенствуется не только духовно, но и физически, так как музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения… Поэтому в какой-то степени я ещё и «музыкальный доктор».
Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, доктор и конечно педагог — вот как бы я определила свою уникальную профессию.
«Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.»
Е. Винокуров